Учёные из Computational Story Lab в университете Вермонта выяснили, что все литературные произведения построены на чередовании полюсов эмоциональной окраски. В своём исследовании они выделили шесть базовых кривых, которые иллюстрируют популярные последовательности «взлётов» и «падений».
В своём анализе учёные отталкивались от идеи, что каждое слово можно охарактеризовать как положительно либо отрицательно эмоционально окрашенное.
Они использовали алгоритм Hedonometer, в котором эта эмоциональная нагрузка выражена в числовом значении. Алгоритм присваивает числовое значение каждому слову, затем делит текст на отрывки по 10000 слов и высчитывает среднюю эмоциональную валентность. Таким образом они проанализировали 1737 текстов из электронной библиотеки Проекта «Гуттенберг», которые были скачаны более 150 раз.«Мы нашли набор из шести основных дуг, на основе которых строятся более сложные нарративы», — заявляют учёные. Конечно, многие произведения имеют более тонкое построение, но в целом основные эмоциональны кривые выглядят так:
«Из грязи в князи» (взлёт): «Алиса в стране чудес» Льюис Кэролл
«Трагедия» (падение): «Ромео и Джульетта» Уильям Шекспир
«Человек в яме» (падение-взлёт):«Волшебник страны Оз» Лаймен Фрэнк Баум
«Икар» (взлёт-падение):«Римский Экспресс» Артур Гриффитс
«Золушка» (взлёт-падение-взлёт):«Рождественская песнь» Чарльз Диккенс
«Эдип» (падение-взлёт-падение): «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов