Шутили мы как-то о том, чем будем заниматься в старости.
Толя : “Ну давай откроем психологический банк”.
Я: “Ага, и будем выдавать психологические кредиты, типа – “ты справишься, у тебя все получится, все будет хорошо””.
Посмеялись. А я уже несколько месяцев исследую: когда же мы выдаем эти “кредиты”, и как мы, из самых добрых побуждений, лишаем человека силы этой своей “поддержкой”…
При любом “кредитовании” – человек остается нам должен. Мы его подсаживаем на себя. Частично или целиком берем за него ответственность. И иногда неосознанно подменяем его успехи своими.
Перед новогодними каникулами попросила студентов понаблюдать – как часто мы неосознанно “вклиниваемся” в поток движения, речи, действий наших близких. Как мы на самом деле, совершенно не задумываясь, обесточиваем и обесцениваем их.
Наблюдали за тем:
– Как часто мы позволяем себе перебивать друг друга. Особенно, как часто женщина в компаниях перебивает мужчину, публично поправляет, дает советы – все это проявление неуважения изначально.
Речь – это энергия – “перебить” поток речи – не просто сбить с мыслей, часто это – выбить опору.
Когда женщина (жена) публично поправляет, “улучшает” или высмеивает своего мужчину, она понижает его статус, обесценивает и проявляет неуважение. Это удары по его “социальной значимости”. При этом, если анализировать, бодается с нашим мужчиной-партнером, перебивает, обесценивает, борется за власть – наш “внутренний мужчина” (конечно, не осознаваемо). И все это в ущерб силе обоих партнеров и ощущению близости между ними.
Мужчина, перебивая женщину, проявляет власть. Иногда пытается так структурировать бессистемный, с его точки зрения, поток мыслей и эмоций из правого полушария в ясность и последовательность левого.
– Как часто мы меняем траекторию движения ребенка. Например, бежит человечек по своим карапузовым делам – ему безопасно, это своевременно, он просто занят своими задачами. Взрослые часто позволяют схватить от избытка чувств ребенка на руки, вклиниваясь в траекторию движения, перенести с места на место, не дождавшись, когда ребенок завершит что-то, переключают его на то, что им кажется именно сейчас более важным.
Когда ребенок чем-то игровым и эмоциональным увлечен, он, в отличие от взрослых, погружен в задачу целиком. Всем своим существом. Можно представить, что он “ныряет” в глубины правого полушария мозга. Он поэтому и “не слышит” часто взрослых, которые зовут его с логического “берега” – из левого полушария. Время должно пройти, чтоб информация дошла. Или эта информация просто не различима. Когда ребенка быстро с глубины “поднимают” – это “перегрузка”, чреватая истерикой, усталостью, уходом от контакта.
Психологи, работающие с телом, много работают с незавершенными, прерванными движениями. Когда мы прерываем по каким-то причинам телесное действие, образуется блок на многих уровнях. И из него “вырастают” разнообразные симптомы.
Когда мы траекторию движения ребенка часто изменяем, мы “воруем” его силу, мы ему даем понять – мы боги, ты повлиять мало на что можешь. И дите становится более скованным, или более агрессивным, упрямым и импульсивным. И безынициативным.
И все это неосознаваемое нами – неуважение к процессам и динамике маленького человека, что оставляет ощущение “я повлиять ни на что не могу”.