Чуть больше года назад на весь Рунет (а потом и за его пределами) прогремело письмо Дарьи Корольковой к 15-летней дочери. Мнения разделились, кто-то считал, что так воспитывать ребенка нельзя, кто-то поддерживал автора. Мы решили дать слово самой Крошке: Асе Корольковой, которая рассказала, как сложились ее школьные годы, взаимоотношения с родителями, и что она думает о воспитании.
Я почти закончила школу. Бывало всякое, но в целом я, в отличие от большинства моих друзей, не могу сказать, что это были худшие годы в моей жизни. И во многом – благодаря маме. Я уверена, что именно благодаря родителям учеба в школе и взаимоотношения с учителями могут быть нормальными, конфликты – сведены к минимуму, а ребенок будет чувствовать себя уверенным в себе.
Когда я шла в первый класс, мама много разговаривала со мной о школе. Она рассказывала, что я встречу самых разных людей, и среди одноклассников, и среди учителей, кто-то из них мне понравится, кто-то нет, и так же будет в отношении меня: кто-то может меня невзлюбить, и в этом не будет моей вины. Просто люди разные и нравятся им не все подряд. Тогда меня это удивляло, как это – я могу вести себя правильно, быть дружелюбной и вежливой, и при этом кому-то не нравиться. Но потом я поняла, что это действительно так.
В начальной школе это мне очень помогло не переживать, если вчерашняя «лучшая» подружка Катя вдруг сообщала, что отныне со мной не дружит, а дружит с Викой или Аней. Дружит и дружит. Я спокойно шла играть с другими детьми.
Мама говорила, что дружба – это чувство, которое формируется постепенно, и если даже мне очень понравился кто-то из детей, и мы отлично провели время, это еще не дружба.
Это помогало мне не чувствовать себя виноватой, если я теряла интерес к кому-то или после периода активного взаимодействия понимала, что устала от человека и хочу провести время с кем-то другим.
Мама всегда позволяла мне ходить на любые дополнительные занятия и бросать их, если мне переставало нравиться там. Я занималась танцами и ходила в художественную школу, я занималась бадминтоном, большим теннисом, ритмикой, плаванием. Все это я бросила и ни капельки не жалею: это действительно было «не мое». Я видела, как моих одноклассников заставляли ходить куда-то по принципу «начал – доведи до конца» или «это нужно для здоровья». Мама всегда мне говорила, что лучше перепробовать побольше всего и найти такое увлечение, которое и радость будет приносить, и пользу. Так и вышло: в результате я занимаюсь сноубордом, там очень серьезные нагрузки, масса тренировок, я выматываюсь донельзя, но это действительно кайф.
Что касается кружков «для ума», то в начальной школе я начала увлекаться биологией и химией. Ну, на детском уровне, конечно, но мне очень нравилось узнавать, как устроен мир вокруг нас, почему листья поворачиваются к солнцу, как устроить фейерверк, набор «Юный химик» стал лучшим подарком мне на 8-й день рождения. И тут мама нашла для меня отличные занятия: я ходила в Московский биолого-экологический Центр на улице Юннатов и в Дом научно-технического творчества молодежи. В итоге я учусь в лицее при РХТУ имени Менделеева и собираюсь поступать на факультет химических технологий.
Были ли у меня в школе конфликты с учителями? Да полно! Но я знала: родители всегда выступят на моей стороне. Помню, однажды папа пришел забирать меня с продленки, а учительница пожаловалась ему на то, что я съела ластик (сейчас смешно вспоминать), и теперь вся группа ест ластики (л – лидерство!). Папа уточнил, свой ли ластик я съела, и пожелал всем детям приятного аппетита. Я поняла, что меня не накажут «из принципа», или «учителю виднее».
Родители не считали учителей беспрекословными авторитетами. Дома мы свободно обсуждали эту тему, и я понимала: как и обычные люди, учителя бывают разными. Кто-то добрый, кто-то нервный, кто-то «повернут» на дисциплине, а кто-то предпочитает демократические отношения с классом. С кем-то можно и нужно спорить, кто-то не терпит пререканий. Я никогда не впадала в отчаяние, если у меня не складывались отношения с учителем: что ж, мы разные, если меня будут обижать или необъективно относиться – родители вступятся. Вообще, наверное, это самое важное: знать, что твоя семья всегда за тебя.
Меня смешило, когда учителя «угрожали» мне, мол, сейчас позвоним твоей маме! Я отвечала: звоните сразу папе. Не понимаю, чего такого могли мне сделать, по мнению учителей, родители. Ну, забыла сменку, не сделала домашку. Ну, завтра принесу или двойку получу. Вечером мама и папа все равно об этом узнают. Звоните на здоровье! К слову, не позвонили ни разу.
Да, насчет оценок. Меня никогда не ругали за двойку или тройку. Если я приносила хорошие отметки, за меня радовались, если плохие – подбадривали, мол, ну и ладно, в следующий раз будет лучше. Родители всегда подчеркивали, что я умная, способная и справлюсь. Но никогда не учились «за меня». Со второго класса. Когда начались домашние задания, мне сказали: это твоя учеба и твоя сфера ответственности. Непонятно – приходи, объясним, поможем, но напоминать тебе об уроках или делать их за тебя никто не будет. Где-то до 5-6 класса я еще приходила за помощью в сложных ситуациях, а потом, так как у нас углубленная программа, получилось, что родители и не могут помочь: биологию, химию и физику на уровне нашего 7-го класса они и сами не знали. Мне было трудно, и я отнюдь не лучшая ученица в классе, но я привыкла учиться самостоятельно.
А вот с гуманитарными предметами вышло наоборот. С нашей нагрузкой по профилю у меня физически не хватало времени на глубокое изучение, скажем, литературы. И тут мама подставила плечо: она пересказывала мне объемные произведения, рассказывала об образах героев и позиции автора, и – что греха таить – частенько писала мне черновик сочинения, заданного на дом. Фраза «Мама, у тебя 4 за «Капитанскую дочку» - наш семейный мем. Наверное, это не совсем правильно, точнее, совсем неправильно, но в сложный период, когда я готовилась к ОГЭ, меня здорово это выручило. «Капитанскую дочку», кстати, я потом прочла.
Вообще, мне кажется, что самое главное в «школьный» период жизни ребенка – это доверие к родителям. Когда ты знаешь, что дома тебя всегда поддержат словом и делом, когда ты не одна против учителя в случае конфликта, а за твоей спиной – родители. Когда ты можешь рассказать дома все и не получишь в ответ истерику или ругань, даже если повела себя неправильно. Когда в тебя в принципе верят и считают, что ты способна на многое, даже если сейчас – черная полоса. Надеюсь, я хорошо сдам ЕГЭ и поступлю, куда мечтаю, но даже если что-то пойдет не так, я уверена, что все у меня будет хорошо. И за это я хочу сказать спасибо своим родителям.
Главное фото: hostinginternationalstudents.com
Автор: Ася Королькова