На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СМИ для думающих

4 323 подписчика

Как слушать музыку?

Никто не будет спорить, что музыка – это искусство. Однако, мало кто осознает, что потребление музыкальных произведений искусства - процесс не менее творческий, чем их создание. 



По-настоящему, грамотно все организовано в концертном зале симфонического оркестра – люди сидят и просто слушают музыку, которая изливается в уши напрямую, прекрасными потоками.

Но как часто мы проводим свое время подобным образом? Или как часто бывает, что мы просто включаем музыку и садимся ее слушать, именно слушать – и ничего больше? Не фоном, не делая что-то в это время, не копаясь в фейсбуке и не прокликивая дорожки в плеере в поисках «песни которая вот вроде прикольная»?

Настоявшая, стоящая музыка — это не развлечение, а зачастую даже не досуг. Такая музыка, как и искусство в целом, меняет сознание и делает нас хотя бы немного, но другими. Заставляет ощутить другие эмоции, заставляет задуматься, сопереживать. И неважно, играет там три аккорда или тридцать три, так как понятие вкуса у каждого из нас весьма и весьма различается. Если это твоя музыка, ты поймешь это – прочувствуешь ее так же, как ты обычно прочувствуешь драматический фильм на экране, ощутишь те самые эмоции, осознаешь, что хотел донести автор. Люди вообще склонны преуменьшать значение прослушивания музыки в сравнении с просмотром фильма – ведь для фильма необходимо визуальное восприятие, при просмотре отвлекаться нежелательно, иначе потеряется нить сюжета. Странно, что подобное мнение мало распространено в контексте музыки.

Виниловые проигрыватели в свое время здорово культивировали в нас это чувство прекрасного восприятия музыки. Почему? Потому что с ними сложно отвлечься (перемотать – трудоемко, а ведь еще необходимо переворачивать); саму же пластинку еще сложнее было достать. Ожидая альбом любимой группы целый год, выстояв очередь в музыкальном магазине, купив заветный винил, люди бежали домой, ставили его и слушали – от начала и до конца, пытаясь прочувствовать каждую ноту, которая звучит при движении иглы. Иногда это была вообще одна песня (сингл на семидюймовом миньоне), которую слушали снова и снова. Часто собиралась компания друзей – ставили проигрыватель в центре, включали новоприобретённую пластинку и слушали ее все вместе. Было выражение «Пойдем к нему, послушаем музыку». Целая культура прослушивания!

Как происходит сейчас? Слушатель лениво проматывает треки в винампе, над которыми автор трудился несколько лет. «Эта не зацепила, эта не то, эта так себе» - и в итоге уверенный вердикт «альбом отстой». После чего удаление в корзину – и новое скачивание еще десяти таких же новых лонгплеев. Полный доступ ко всему открыл нам массу прекрасных творений, однако он слишком избаловал нас, испортил восприятие. "Расслушивать" альбом который не понравился с первого раза, нынче считается дурным тоном. В погоне за временем мы забываем наслаждаться, а даже если выделяем любимые песни, чаще всего ставим их под грохот метро или треск клавиатуры. Попробуйте запустить их в тишине – и, возможно, вы откроете для себя уже другое, новое звучание.

Антон Выборнов 

наверх